McDonald's - огромная многонациональная сеть ресторанов. Рестораны McDonald's во всем мире готовы предложить Вам Биг Maк и Картофель фри. Действительно, вероятно, сложно найти страну, в пределах которой не было бы нескольких ресторанов McDonald's. Компания в настоящее время настолько крупная, что вы могли бы подумать, что она существовала всегда. Но это не так. Она была открыта в 40х годах 20го столетия двумя братьями - Диком и Маком Макдональдами.
Первый бургер
Информация о том, когда Дик и Мак Макдональды открыли свой ресторан, в разных источниках различается. Одни утверждают, что первый ресторан открылся в Аэродроме Аркадии (Калифорния) в 1937. Другие утверждают, что все началось в 1940 с ресторана McDonald's Barbecue в Сан-Бернардино (Калифорния). Одно не является спорным то, что оба из вышеупомянутых проектов были неудачными.
В 1948 году братья стали недовольны этим стилем ресторана, сложностью заказов меню и хлопотностью управлением персоналом, поэтому решили свернуть проект. Они разработали идею "конвейера", посредством чего сократили меню (которое состояло только из гамбургеров, чизбургеров, картофеля-фри и напитков). Стоимость приготовления продукции могла стать дешевле и быстрее, что, по их мнению, привело бы к большому обороту клиентов. Так и произошло, 12 декабря 1948 года открылся новый обновленный ресторан McDonald's, и Дик Макдональд приготовил первый гамбургер в McDonald's.
В течение следующих нескольких лет ресторан работал на всю силу, со временем над рестораном провели небольшой редизайн. Братья установили тонкую желтую арку на каждом углу здания, но это пока что не было знаменитым логотипом, буквой "М.".
Первая франшиза
В 1954 году Рей Крок был продавцом в компании, которая занималась производством миксеров для молочных коктейлей. Он заметил, что братья Макдональды купили восемь миксеров компании для их ресторана. Полагая, что если бы он мог убедить Макдональдов открыть больше ресторанов, он был бы в состоянии разместить в каждом из них по 8 миксеров и платил бы им арендную плату. Опять же, различные источники высказывают различные предположения о том, что же произошло во время того разговора Крока с Макдоналдами. Некоторые полагают, что именно он первым представил идею франшизы Дику и Maку, другие же утверждают, что франшизы уже существовали, и что Кроку просто удалось уговорить Макдональдов на принятие условий операции по франчайзингу. Как бы то ни было, конечный результат был тот же, Крок получил разрешение на управление франчайзинговой концепцией ресторана McDonald's.
Организация франшизы была следующей: любой, кто хотел открыть ресторан McDonald's, платил Кроку приблизительно тысячу долларов, чтобы получить лицензию, а затем 1.9 % от ежегодной выручки ресторана. Затем он отдает 0.5 % выручки братьям Макдональдам, оставляя себе 1.4 %. Крок открыл свою первую франшизу в Дес-Плейнзе (Иллинойс) в 1955 году. Это была первая франшиза ресторана McDonald's, она, безусловно, стала первым открытием корпорации McDonald's.
Выкуп
К 1961 Рей Крок управлял целой сетью. Единственная вещь, которую имели братья Макдональды, их один ресторан, и они получали свои 0.5 % от крупной корпорации. Большее расширение бренда McDonald's не было чем-то, чем они действительно интересовались. Рей Крок же, был в этом заинтересован. Он хотел разместить рестораны McDonald's в каждом штате Америки, - которые он, в конечном счете, разместит, и не только в Америке. Он хотел создать университет Гамбургера, где потенциальные менеджеры ресторанов могли научиться управлять ресторанами McDonald's. Он измерил каждый продукт, взвесив все ингредиенты, испытал вкусовые особенности бургеров в каждом ресторане, чтобы гарантировать, что во всех ресторанах McDonald's подается одна и таже еда. Но Дик и Мак Макдональдс были счастливы, и не были обеспокоены тем, что Крок сформировал из их ресторана целую сеть. Так Крок предложил выкупить их ресторан и название, что и сделал за 2.7 миллионов долларов. Считается, что, если бы Макдональды продолжали получать прибыль объемом 0.5 %, то их прибыль к 2000 году составляла бы 200 миллионов долларов в год.
Клоун
Вначале 1960-х Крок решил, что сеть могла бы поймать больше денег, если бы обратилась к детям, таким образом, компания спонсировала сериал для детей под названием "Бозо клоун". Когда в 1963 году шоу было остановлено, актера Вилларда Скотта, который играл клоуна, наняла корпорация, чтобы представить его в трех рекламных объявлениях ресторана McDonald's как нового талисмана: Рональда Макдональда. Хотя объявления имели успех, Виллард имел популярность не долгое время, так и не появившись на новых объявлениях. Но сам образ талисмана был создан, и многие другие актеры надевали парики и костюмы.
Расширение
Сеть McDonald's продолжала расширяться. В 1968 был создан Биг Маг. Проехав штаты, франшиза начала расширяться за границей с первым рестораном, открывшимся в Австралии в 1971 году.
В 1973 было изобретено Яйцо Макмаффин (первый в меню завтрак от McDonald's). Трехтысячный ресторан сети, но первым в Англии был открыт в Лондоне в 1974 году. В 1979 года компания выпускает Хеппи Мил, которая продается и в настоящее время для детей и взрослых, которые хотят получить фирменные игрушки McDonald's. Первый ресторан в России был открыт в 1990 году, и приветствовался эмблемой McDonald's как новая дружба между этими двумя супердержавами.
Благотворительность
Благотворительностью Корпорация McDonald's начала заниматься в 1974 году, когда первый благотворительный фонд Рональда Макдональда был открыт в Филадельфии. Изначально это был дом Фреда Хилла, члена Филадельфийской Орлиной команды Американского футбола. Дом является временным пристанищем для родителей, чьи дети тяжелобольны и находятся на лечении в ближайших больницах, но в связи с дальним местом проживания родители не могут постоянно приезжать навещать своих детей, вот здесь и приходят на помощь дома Рональда Макдональда. Дома Рональда Макдональда были построены в нескольких странах, и Благотворительные фонды Рональда Макдональда прикладывает усилия для финансирования лечения тяжелобольных детей. Этот фонд также обеспечивает стипендии для студентов из малообеспеченных семей.
Проблемы
Как известно, большого бизнеса без проблем не бывает. Корпорация McDonald's не была исключением из правил. Был знаменитый случай Маклибеля - самое продолжительное дело о клевете в британской юридической истории. Жозе Боув продемонстрировал ресторан во Франции, чтобы сделать замечание о глобализации, благодаря которой бренд McDonald's стал известным на весь мир. Кроме того эксперты обнаружили что некоторые продукты из говядины использовались в подготовке их картофеля-фри (к примеру животный жир), в результате чего компания выплатила компенсацию в объеме десяти миллионов долларов индуистам, сикхам, и вегетарианцам. Также было много критических замечаний в сторону McDonald's, начиная с источника их мяса, лечения работников в ресторанах, а также то, что стипендии RMHC не доступны коренным американцам, и некоторые опасения по поводу полезных свойства их еды. Существует также случайное обвинение, которое гласит, что содержание скота для бургеров должно занимать обширную площадь, что может привести к вырубке тропических лесов, однако в McDonald's утверждают, что все их продукты приготавливают на месте, и что у корпорации нет ни одного массивного стада, которое потребовало бы вырубку тропических лесов.
Будущее
McDonald's до сих пор испытвает все эти проблемы, но продолжает расширяться, строя новые рестораны во всем мире. Без сомнения, за исключением каких-либо серьезных неудач, корпорация McDonald's будет продолжать расти, находя все более и более отдаленные места для размещения франшиз. Только время покажет, будут ли они продолжать придерживаться четырем руководящим принципам успеха - качество, услуги, чистота и стоимость.